ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Русская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру


                 §1. Культура России в первой половине XIXв.

    Развитие  русской  культуры  в  первой  половине  XIXв.  опиралось   на
достижения   предшествующего   времени.   Проникновение    капиталистических
элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных  людях.
В  общественно-политические  процессы  втягивались  новые  социальные   слои
общества.  Царское  правительство,   провозгласившее   “теорию   официальной
народности”, обоснованную триаде – самодержавие,  православие  и  народность
активно боролись  с  проявлениями  передовой  мысли  в  литературе,  театре,
живописи,  философии.  Политика  просвещения   имела   отчетливо   классовый
характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа  и  не  давал
возможности   пользоваться   культурными   достижениями   всему   населению.
Культурные потребности дворянства  были  иными,  чем  крестьянства,  которое
формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к  образованию
в начале XIXв. имели лишь привилегированные слои населения.  В  1802г.  было
создано Министерство народного  просвещения  для  организации  и  управления
просветительскими учреждениями. В  начале  XIXв.  в  России  функционировало
лишь одно высшее учебное заведение  –  Московский  университет.  Затем  были
открыты университеты  в  Петербурге,  Дерпте,  Вильно,  Казани  и  Харькове.
Открылись привилегированные учебные заведения в Царском  Селе,  Ярославле  и
Нежине.  В  1829г.  был  восстановлен  Главный  педагогический  институт,  в
котором  осуществлялась  подготовка  учительских  кадров  для   гимназий   и
университетов.
    И все-таки численность студентов к середине  XIXв.  достигала  всего  4
тыс. человек. К 1855г. число гимназий за 25 лет увеличилось  в  2,5  раза  и
составило 78, уездных училищ – 439.  Количество приходских школ возросло  на
288. Произошли изменения  в социальном составе образованных  людей,  заметно
усилился разночинный слой.
    В  условиях  становления  капиталистического   уклада   и   начавшегося
промышленного переворота все большее значение  приобрели  научные  открытия,
имевшие теоретическое прикладное значение.
    Великий русский математик Н.И. Лобачевский  (1793-1856)  создал  теорию
неевклидовской геометрии, над которой безуспешно в течение  почти  2-х  тыс.
лет работали ученые всего мира. Только к 100-летию со дня рождения  великого
ученого пришло широкое признание его трудов:  была  учреждена  международная
премия его имени. К математической физике,  аналитической  механике,  теории
чисел, теории  вероятности  относятся  основные  труды  М.В.  Остроградского
(1801-1861).
    Инженер  П.Д.  Шиллинг  (1786-1837)  в  1932г.   раньше   американского
изобретателя  Морзе   (1791-1872)   создал   записывающий   электромагнитный
телеграф.
    Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и
сын Черепановы в 1833-1834г.г. построили первую в России железную дорогу  на
паровой тяге.

    Великий вклад сделали русские путешественники в развитие географической
науки.   Первая   русская   кругосветная   экспедиция   под    командованием
Крузенштерна (1770-1846) и Лисянского (1773-1837) в 1803-1806г.г. прошла  от
Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были  изучены  и  сделаны  съемки  островов
Тихого океана,  побережья  Китая,  острова  Сахалин,  полуострова  Камчатка.
Русское  географическое  общество,  учрежденное  в  1845г.   стало   центром
изучения территории и морей России.
    Созданное при Московском университете  Общество  истории  и  древностей
российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В  1800г.
был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. “Слово  о
полку Игореве”.
    В 1818г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет 8 томов написанной  на
основе огромного  исторического  архивного  материала  “История  государства
Российского”  Н.М.  Карамзина  (1766-1826).  Тираж  разошелся  в  2  месяца.
Следующие тома 9-11 были опубликованы  в  1821-1824г.г.,  а  12-й  том   был
опубликован в 1829г., после смерти автора.
    Материальным и моральным  вознаграждением  труда  наиболее  талантливых
русских ученых было присуждение Петербургской  Академией  наук  “Демидовской
премии”, начало которому было положено в 1831г.

    В первой половине XIXв. литература занимала  доминирующее  положение  в
системе духовной культуры. Она являлась главной,  и,  пожалуй,  единственной
областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа.  Процесс
развития  и  смены  художественных   направлений   происходит   в   условиях
разложения  феодально-крепостнической  системы  и   оживления   общественной
мысли. Этими  направлениями  были:  классицизм,  сентиментализм,  романтизм,
окончательно сложился реализм.
    Героические   события   войны   1812г.   способствовали   возникновению
романтизма. Одним из создателей  русского  романтизма  стал  В.А.  Жуковский
(1783-1852).   Его   поэзия    проникнута    меланхолическими    мечтаниями,
романтически  переосмысленными   образами   народной   фантастики   (баллады
“Людмила”, ”Светлана”).
    Романтизм оказал влияние и на раннее творчество  А.С.  Пушкина  и  М.Ю.
Лермонтова.
    Основоположник русского реализма – гениальный А.С. Пушкин  (1799-1837).
Именно с его творчеством связано начало золотого в. в литературе. Он  первым
пришел к  выводу,  что  истинная  народность  –  это  не  описание  русского
сарафана,  а  жизненная  достоверность,  правда  о  взаимоотношениях  людей,
личности и общества.
    А.С. Пушкин внес вклад  в  создание  научной  историографии,  доказывая
необходимость опоры на объективный анализ фактов и  явлений,  добросовестное
исследование жизни, утверждал, что личность – полноправное действующее  лицо
большой человеческой истории.
    В начале в. русский театр  был  театром  классицизма  и  романтизма.  В
репертуаре театров были трагедии на антично  мифологические  и  исторические
сюжеты.

    Официальным  направлением  в  живописи  первой   половины   XIXв.   был
классицизм.
    С картины К.П. Брюллова (1799-1852) “Последний день Помпеи”, являющейся
ярким примером академической школы, начинается расцвет русской живописи.
    А.Г. Венецианов (1780-1847) – первый русский  живописец,  который  смог
порвать с академической тематикой и ввести  в свои картины  русские  сюжеты:
“Гумно”, “Крестьянка, чешущая шерсть”

    Русская архитектура первых 3-х  десятилетий  XIXв.  связана  со  стилем
ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I,  служащий
воплощению   идей   государственного   могущества),   завершившим   развитие
классицизма.
    Характерная  черта  зодчества   того   времени   –   создание   крупных
архитектурных ансамблей, что  особо  проявилось  в  Петербурге.  По  проекту
Захарова было возведено Адмиралтейство. По проекту  А.А.  Монферрана  (1786-
1858) создан Исаакиевский собор  –  самое  высокое  здание  того  времени  в
России.
    Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были  свойственны  черты
лиризма, интимности, простоты и  уюта.  Но  затем  на  смену  классицизма  и
ампира  пришли  различные  эклектические  течения,  в  том   числе   русско-
византийский стиль (или псевдорусский). По  проекту  архитектора  К.А.  Тона
(1794-1881) в  1839г.  был  заложен  храм  Христа  Спасителя  в  Москве  как
памятник победы русского народа в войне 1812г.
    По примеру новой и старой столиц преображались и другие города  России.
Архитектор А.И.  Мельников  (1784-1854)  -  представитель  позднего  ампира,
создал ансамбль полукруглой в Одессе. По проекту В.П. Стасова  в  Омске  был
возведен Никольский казачий собор.
    Традиции русской  музыкальной  культуры  сложились  к  концу  XVIII  в.
Композиторы  А.А.  Алябьев  (1787-1851),  А.Е.  Варламов  (1801-1848),  А.Л.
Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIXв.  создали
замечательные произведения камерного жанра.
    Основоположником русской классической музыки  был  М.И.  Глинка  (1804-
1857). По значению вклада в развитие музыкальной  культуры  Глинка  занимает
место,  равное  Пушкину  в  литературу.  Он  заложил  основу  двух   главных
направлений отечественной оперной классики:  народной  музыкальной  драмы  и
оперы сказочно-этического жанра.
    Младшим современником Глинки был А.С. Даргомыжский  (1813-1869).  Вслед
за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке  и  первым  создал  народно-
бытовую музыкальную драму – оперу “Русалка”.
    Таким образом, в русском  музыкальном  искусстве  к  середине  столетия
утвердились русские реалистические традиции, стало все  больше  осознаваться
растущее значение русской культуры. Ее  передовые  и  художественные  образы
огромного       звучания        впитывались        мировой        культурой.




 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru